Интеллектуализация современных ударных авиакомплексов – это боевая мощь самолёта и безопасность лётчика


Су-57, МАКС-2017 / Фото © «Авиация России»

Интеллектуальные пилотируемые самолёты и беспилотные ударные летательные аппараты, а также их взаимодействие с применением систем искусственного интеллекта обеспечат высокое качество решения возложенных на них задач

Комплексы бортового оборудования (КБО) современных многофункциональных истребителей Су‑35С, Су‑57 и беспилотного ударного летательного аппарата С‑70Б-1 «Охотник» интегрированы на принципах сетевой архитектуры с центральной информационно-управляющей системой.

 

Накопленный в ОКБ «Сухой» опыт позволил выполнить переход на новый качественный уровень решения функциональных задач и интеллектуализации авиационных комплексов. Интеллектуальная поддержка заключается в выдаче лётчику необходимых рекомендаций по применению авиационных средств поражения, при групповых действиях, преодолении системы ПВО и обороне самолёта. Она также обеспечивает автоматическое управление режимами бортовых систем с реконфигурацией комплекса при отказах отдельных его элементов.

На Су‑57 под руководством главных конструкторов самолёта Александра Давиденко и Михаила Стрельца впервые была реализована комплексная гипотезная обработка информации, поступающей от всех бортовых обзорно-прицельных систем самого истребителя и от взаимодействующих с ним самолётов и пунктов управления по каналам радиосвязи, что обеспечило новый уровень ситуационной осведомленности лётчика о внешней тактической обстановке.

На рубеже 2000‑х годов в ОКБ было принято стратегическое решение по изменению роли головного разработчика самолёта в создании и интеграции бортового радиоэлектронного оборудования. Ранее для самолётов четвёртого поколения: Су‑27, Су‑34, Су‑30СМ, КБО разрабатывался и интегрировался сторонними организациями. Работы выполнялись «под ключ», включая написание математического, алгоритмического и программного обеспечения, и поставляли готовые бортовые комплексы или системы. Для самолётов этого поколения характерна архитектура КБО, при которой для обеспечения решения отдельных функциональных задач предусматривалось специализированное оборудование с собственными вычислительными средствами и зачастую с собственными средствами индикации и органами управления в кабине. Это требовало значительных усилий по их интеграции в единый КБО самолёта и ограничивало возможности его интеллектуализации.

Читайте также:  МС-21: дайджест за ноябрь-2021

Су-35С, МАКС-2021 / Фото © «Авиация России»

Новые требования к перспективным авиационным комплексам привели к тому, что, начиная с Су‑35С, ОКБ Сухого само стало интегратором КБО. Эта функция заключается в определении структурного облика оборудования, выборе архитектуры построения, интерфейсов взаимодействия, разработке и интеграции программного обеспечения с дальнейшим проведением работ по увязке всех бортовых систем в единое целое непосредственно в ОКБ Сухого.

В настоящее время на борту Су‑57 установлены современные высокопроизводительные БЦВМ с многоядерными процессорами, построенные по идеологии интегрированной модульной авионики боевых комплексов. При распространении данной технологии на все бортовые системы реализуется высоконадёжный интеллектуальный сетевой борт. Полученный опыт при создании пилотируемых авиационных комплексов позволил «Сухому» перейти к созданию научно-технического задела по интеллектуализации беспилотных летательных аппаратов, для которых главной задачей является выполнение полётного задания с минимальным участием оператора, а также при полном отсутствии его участия в процессе полёта.

Условия полёта ударного БПЛА сопряжены с различными оперативно возникающими ситуациями: изменение внешних условий, противодействие противника, необходимость временной и пространственной корректировки траектории. Кроме того, должны быть предусмотрены алгоритмы действий при отказах бортовых систем БПЛА, в том числе в результате воздействия противника. Эти и многие другие факторы должны быть учтены и реализованы в бортовом программном обеспечении дрона.

В БПЛА С-70Б-1 «Охотник», который разрабатывает ОКБ «Сухой», использованы отдельные технологии, зарекомендовавшие себя на истребителе Су-57, в паре с которым предполагается его использование, в том числе, и подход к интеллектуализации БПЛА. Например, «Охотник» в случае потери связи с оператором может самостоятельно вернуться на базу. Такая возможность обеспечивается за счёт системы управления с использованием искусственного интеллекта. С-70Б-1 создан с использованием задела технологий и агрегатов, полученного при разработке истребителя Су-57. Аппарат предназначен для совместного применения в сетецентрическом взаимодействии с истребителем. Обмен данными в рамках «цифрового поля боя», осуществляемый в режиме онлайн, позволит выполнять полный спектр задач, поражая воздушные, наземные и надводные цели, в том числе в зоне действия ПВО, минимизируя риск обнаружения и уничтожения для пилотируемого самолёта.

Читайте также:  Ростех объявил о кадровых перестановках в авиационном комплексе

По словам первого заместителя директора ОКБ Сухого по проектированию, главного конструктора С-70Б-1 Сергея Бибикова, новая система управления позволяет «Охотнику» действовать в условиях потери связи с оператором. «Она полностью выполняет функции экипажа как минимум по безопасному возвращению аппарата в точку базирования. Он превращается в аппарат, работающий без вмешательства лётчика. Он сам знает, какая должна быть скорость, он её сам контролирует, и в этом режиме функции выполняются полностью автоматически», – пояснил Сергей Бибиков в одной из программ «Военная приёмка» на телеканале «Звезда». Он добавил, что высокая степень интеллектуализации «Охотника» принципиально отличает его информационно-управляющую систему от аналогичных элементов ИИ для пилотируемых самолётов.

Интеллектуализацией боевых машин занимаются не только в «Сухом». Инженеры корпорации «МиГ» создали и получили патент на комплексную интеллектуальную систему защиты высокоманёвренных истребителей от выхода на критические режимы полёта, которая, по словам генерального директора РСК «МиГ» Ильи Тарасенко, найдёт свое применение в самолётах МиГ-29М/М2 и МиГ-35.

Первая из её составных частей позволяет пилоту при любом действии ручки управления оставаться в пределах допустимых углов атаки, исключая попадание самолёта в штопор. Целью создания второй является сохранение предельно допустимой перегрузки боевой машины при маневрировании во всех плоскостях.

Современные многофункциональные авиационные комплексы позволяют выполнять поставленные задачи при перегрузках до 9 g. Ведение высокоманёвренного воздушного боя требует от лётчика постоянного отслеживания режимов пилотирования по индикаторам на приборной панели. Новая автоматизированная система, в сочетании с нашлемной системой индикации и целеуказания корпорации «МиГ», позволяет лётчику сконцентрироваться на решении боевых задач, исключая необходимость перепроверки полётной информации. В новой системе также предусмотрена возможность превышения критической перегрузки в диапазоне 1–2 g за счёт приложения дополнительного усилия на ручку управления самолётом, а также временного или полного отключения данной системы.

Читайте также:  Первое российское предприятие получило лицензию на серийную 3D-печать авиакомпонентов

МиГ-35, МАКС-2017 / Фото © «Авиация России»

Ограничитель предельных режимов, установленный на предыдущих моделях истребителей — МиГ‑23 и МиГ‑29, — был механическим. Ручка управления самолётом отталкивалась автоматически, как только максимальный угол атаки был достигнут. Это мешало пилоту полностью контролировать выход самолёта на предельный режим работы. Теперь благодаря комплексной интеллектуальной системе защиты лётчик сможет при любом режиме полёта оставаться в рамках допустимых показателей перегрузки.

«Мы занимались усовершенствованием ограничителя предельных режимов полёта маневренного самолёта последние пять лет. Сложность заключалась в том, что нужно было держаться в рамках предельных параметров во всей области маневрирования, не ухудшив технических свойств боевой машины. Испытания проводили на множестве режимов полёта. Теперь мы уверены, что нам удалось достичь поставленной цели», — считает заместитель главного конструктора по системам управления корпорации «МиГ» Юрий Оболенский.

По материалам журнала ОАК «Горизонты» / № 2(30).2021, стр. 12-20, 26-27