Первая официальная задержка проекта MC-21

Irkut MC-21-300 «из-за неготовности отдельных узлов» поступят на российский рынок во второй половине 2020 года вместо 2019-го.

Это первый официальный перенос сроков программы.

Импортозамещение с задоринкой

материалы kommersant.ru

По просьбе корпорации Иркут сертификация самолёта Росавиацией отложена с мая 2019 года на июль 2020-го, при отсутствии проблем с признанием российского сертификата Европейским агентством авиационной безопасности (EASA), процедуры для европейского рынка завершатся в декабре 2021 года.

Причина опоздания в неготовности «некоторых узлов и агрегатов машины» российского производства. На данный момент лётные испытания проходят два MC-21, завершены сборка и монтаж систем третьего самолёта.

Схема поставщиков компонентов для Irkut MC-21, версия до максимального импортозамещения

Первенец Irkut MC-21-300 на аэродроме в Жуковском 17 октября 2017 года завершил первый перелёт из Сибири в Центральную Россию

Финансовая оценка проекта

данные Счётной палаты Российской Федерации

Оценочная стоимость проекта самолёта MC-21 на старте, в 2008 году: 125 миллиардов рублей (здесь и далее цены на момент расчёта).

Общая стоимость проекта по состоянию на 2017 год (затраты с 2008 по 2025 годы): 284 миллиарда рублей.

Общий бюджет производственного проекта по данным на 1 сентября 2018 года: 437,4 миллиардов рублей (в том числе потрачено 158,3 миллиарда).

  • В том числе бюджет на опытно-конструкторские работы: 181 миллиард рублей.
  • Переоборудование предприятий: 77 миллиардов рублей.

Доля финансирования из государственного бюджета (по состоянию на 1 сентября 2018 года): 73% при расчётных 60% в 2008 году.

Пределы равенства

У издания Коммерсантъ появилась информация, что в сентябре представители EASA заявили об отказе признавать результаты сертификации Росавиации. Если европейское агентство останется при своём решении, производителю самолёта придётся оплачивать цикл испытаний под контролем EASA и тратить на это дополнительное время — это может занять до полугода.

Читайте также:  SpaceJet как символ успеха вместо провалов MRJ

Сейчас оба агентства работают по принципу симметричного подхода: в России признаются результаты тестов, проведённых под европейским контролем, в Европе — российских. Но до сих пор игра шла преимущественно в одну сторону, когда Росавиация допускала на внутренний рынок продукцию Airbus и ATR. Когда появилась потребность в обратном взаимодействии, правила работы Федерального агентства EASA начинает ставить под сомнение.

По мнению Росавиации, дополнительные испытания могут быть назначены лишь для параметров, задаваемых эксклюзивными требованиями регулятора. То есть, в данном примере, тех европейских запросов, которых нет в российских сертификационных тестах.

Если у MC-21 возникнут бюрократические трудности в Европе, Федеральное агентство воздушного транспорта готово пойти на создание аналогичных барьеров для импортируемых оттуда самолётов.

Сертификационный образец Irkut MC-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1400G

Airbus A320neo с аналогичными двигателями Pratt & Whitney PW1100G — прямой конкурент российской новинки