Как Россия модернизирует авиацию ВКС и ВМФ


Фото © ОАК

Первый собранный с нуля после 2008 года стратегический ракетоносец Ту-160М в декабре начнёт выполнять пробежки по взлётно-посадочной полосе Казанского авиационного завода им. Горбунова. Но пока без полётов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли.

«Самолёт стоит в ангаре готовый, заправленный. До конца года однозначно Ту-160М совершит пробежку по взлётно-посадочной полосе. Полёта не планируется», – сказал собеседник агентства. По его словам, дата испытаний нового ракетоносца «плавающая» и зависит от руководства, которое будет на мероприятии.

 

Также в декабре 2021 года в ВКС России с авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре должны быть переданы четыре серийных истребителя Су-57. Сейчас в Государственном лётно-испытательном центре имени В. П. Чкалова продолжаются испытания первого серийного Су-57, который армия получила в ноябре прошлого года. С поставкой новой партии число таких самолётов в Вооруженных силах достигнет пяти.

Всего в 2021 году предприятия оборонно-промышленного комплекса поставят в войска более 150 единиц авиационной техники. В 2022-м на боевое дежурство заступят перспективные образцы авиатехники, в том числе и с гиперзвуковым оружием.

В первых числах ноября президент России Владимир Путин провёл в своей резиденции в Сочи ряд встреч с руководством вооруженных сил и промышленности. Учитывая наращивание иностранных военно-морских сил, президент призвал ускорить развитие авиации ВМФ страны путём обеспечения военно-морского флота современными версиями самолётов и авиационного вооружения и проведения масштабной модернизации существующих систем.

Военная авиация России насчитывает более 1800 самолётов, включая более 800 истребителей Су-27, Су-30СМ, Су-33, Су-35С, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации, порядка 200 фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24М и их модификации, свыше 200 штурмовиков Су-25, около 150 учебно-тренировочных самолётов Як-130 и других, около 70 стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 и более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, а также противолодочные самолёты Ту-142, Ту-142МР, Ил-38Н, самолёты ДРЛО А-50, военно-транспортные тяжелые Ил-76 и его модификации, самолёты-заправщики Ил-78. Техника постоянно проходит модернизацию, обновляется бортовое оборудование, заменяются конструкции планера, совершенствуется вооружение.

Ту-142. Фото © Алексей М., Russianplanes.net

Тяжёлый противолодочный самолёт Ту-142 – вариант стратегического бомбардировщика Ту-95. Самый простой способ отличить самолёт от бомбардировщика – это его антенны. У Ту-142 под фюзеляжем имеется большой каплевидный обтекатель, закрывающий антенну обзорной РЛС, а также антенна для обнаружения магнитных полей, она находится сверху на вертикальном оперении и ориентирована в заднюю полусферу.

Самолёт имеет на вооружении торпеды, глубинные бомбы (в том числе ядерные), мины и гидроакустические буи. Размещаются в двух внутрифюзеляжных отсеках. Боевой радиус действия машины превышает 5 тыс. км, что позволяет ей не только совершать перелёты в несколько тысяч километров, но и часами находиться в районах патрулирования атомных подводных ракетоносцев вероятного противника.

Читайте также:  Шесть вертолётов «Ансат» переданы для эксплуатации в авиакомпании «Баргузин»

Применение выдвижной тросовой антенны Ту-142МР. Фото © Саид Аминов

Ту-142МР, разработанный в ОКБ Бериева, предназначается для поддержания радиосвязи с атомными подводными лодками, находящимися в подводном положении. Это стратегический самолёт с радиорелейной связью, он оснащён специальной сверхдлинноволновой радиостанцией Р-826ПЛ «Фрегат» с выпускным антенным устройством – ВАУ. Тросовая антенна ВАУ длиной 8600 метров служит полуволновым вибратором для приёма-передачи сверхнизкочастотного радиосигнала, способного пройти сквозь толщу морской воды. Отличить Ту-142МР от Ту-142 можно по антенне на хвостовом оперении, у Ту-142МР она ориентирована вперёд.

Ил-38Н «Новелла». Фото © Михаил Поляков, Russianplanes.net

С 1967 по 1972 годы на базе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18В было произведено 65 самолётов Ил-38. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подлодок, проведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений.

Модернизированный Ил-38Н оснащён поисково-прицельным комплексом «Новелла», который позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 километров, надводные на расстоянии до 320 километров. При этом «Новелла» может одновременно сопровождать 32 цели различных типов с выдачей по ним целеуказания.

В 2012-2016 годах было переоборудовано восемь самолётов, работы по модернизации Ил-38 в версию Ил-38Н продлятся до 2025 года. Всего предполагается переоборудовать около 30 существующих самолётов. В дальнейшем Минобороны РФ планирует перейти на новый патрульный самолёт, сообщалось, что для этого может быть использован Ил-114-300. Особенностью внешнего вида Ил-38Н является коробчатый обтекатель, расположенный над передней частью фюзеляжа и содержащий антенну РЛС кругового обзора.

Противолодочный вертолёт Ка-27М. Фото © Planespotterblog.ru

Противолодочный вертолёт корабельного и берегового базирования Ка-27. Оснащён гидролокатором с антенной, которая может погружаться на глубину до 150 м. На вооружении ВМФ находится около 85 Ка-27, в том числе 70 противолодочных и 15 поисково-спасательных Ка-27ПС. Модернизированный Ка-27М сохранил силовую установку, винтовую систему и планер, но полностью обновлено бортовое радиолокационное оборудование и система управления полётом.

Вертолёт может быть вооружен новыми типами торпед, управляемыми глубинными бомбами и противокорабельными ракетами Х-35. Внешне отличить Ка-27М от предыдущей версии можно по детектору магнитных полей, который размещается под хвостовой балкой. Серийная модернизация началась в 2015 году, модернизировано более 20 вертолётов.

Ка-52К на МАКС-2017. Фото © «Авиация России»

Корабельный вертолёт Ка-52К – это версия ударно-разведывательного вертолёта Ка-52, адаптированная для ВМФ. Для экономии места на палубе у Ка-52К укороченное складывающееся крыло и складные лопасти несущего винта. Ка-52К планировался к базированию на вертолётоносцах класса «Мистраль». 20 июля 2020 года на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два новых универсальных десантных корабля проекта 23900. На каждом корабле планируется разместить до 18 вертолётов Ка-52К и Ка-29.

Читайте также:  На форуме «Санавиация-2021» Pilatus представит самолёты PC-12 NGX и PC24

В октябре 2017 года было заявлено о наличии в составе вооружения Ка-52К противокорабельной ракеты Х-35У. Этот вертолёт может применять крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31 и «воздух-корабль» Х-35, а также авиабомбы. Раньше применять такое оружие могли только палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры», так как позволяет уничтожать бронетехнику противника, не входя не только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.

Предполагаемый вид вертолёта проекта «Минога». Фото © Piotr Butowski, Aviation week

Возможно так будет выглядеть будущий военно-морской вертолёт Ка-65 на базе платформы «Минога». Он разрабатывается в рамках программы, утверждённой Министерством обороны РФ 28 ноября 2014 года. В августе 2015 года тогдашний глава авиации ВМФ генерал Игорь Кожин объявил, не называя наименования, что новый вертолёт будет готов в 2018-2020 годах. Однако на авиасалоне Dubai Airshow 2021 генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский сказал, что дата первого полёта «Миноги» ещё не определена, это может означать, что контракт на создание летающего экземпляра пока не заключён. Фактически построен только его полноразмерный макет.

Вертолёт имеет типичную для камовских машин соосную конструкцию несущих винтов, вращающихся в противоположных направлениях. Планируется, что «Минога» заменит вертолёты Ка-27 во всех сферах их применения: в противолодочных, поисково-спасательных, штурмовых и транспортных вариантах, а также в версиях радиолокационного обнаружения.

Cу-30СМ на МАКС-2021. Фото © «Авиация России»

В 2018 году президент России поручил максимально унифицировать истребители Су-30СМ и Су-35С. Для этого началась подготовка варианта Су-30СМ с двигателем АЛ-41Ф-1С и проработка возможности установки на истребитель гораздо более мощного радара «Ирбис» вместо нынешнего «Барса». Такой вариант истребителя получил обозначение Су-30СМ2.

Двигатель АЛ-41Ф-1С («изделие 117С») отработан на истребителях Су-35С. По сравнению с устанавливаемой на Су-30СМ силовой установкой тяга у «изделия 117С» увеличена на 16 процентов – до 14 500 кгс. Оснащённый плазменной системой зажигания двигатель более экономичен, чем АЛ-31ФП, и с тем же запасом топлива Су-30СМ2 будет иметь больший радиус действия по сравнению с версией СМ. Увеличенная мощность также необходима для питания более энергоёмкого нового бортового оборудования, появилась возможность установить на самолёте радар с увеличенной дальностью обнаружения воздушных и наземных целей и обеспечить питанием систему РЭБ.

Читайте также:  О цифровых технологиях управления жизненным циклом газотурбинного двигателя

Ту-22М3М без кормовой пушки. Фото © «БИЗНЕС-Онлайн», Казань

В рамках глубокой модернизации дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 в версию Ту-22М3М, самолёт оснащается новым комплексом цифрового БРЭО на отечественной элементной базе. Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолётом, упростить его техническое обслуживание и предполётную подготовку. Значительная часть нового бортового оборудования унифицирована со стратегическим бомбардировщиком Ту-160М. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолёт оборудуется «стеклянной» кабиной с многофункциональными дисплеями. Дальнейшая модернизация самолёта предусматривает использование силовой установки идентичной Ту-160М2 – это новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов». Перспективный самолёт может получить обозначение Ту-22М7.

На Ту-22М3М удаляется кормовая пушечная турель, вместо которой может быть установлено оборудование РЭБ, также на самолёт возвращена топливная штанга для дозаправки в воздухе. Это оборудование было снято с Ту-22 после подписания с США договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) в 1979-м году. Модернизация до уровня Ту-22М3М позволила значительно увеличить радиус боевого применения бомбардировщика, сравнимого с Ту-160 и Ту-95. Модернизация также предусматривает продление ресурса планера до сорока календарных лет и установку оборудования под ракету Х-32.

МиГ-31 в Арктике. Фото © Piligrim51, Russianplanes.net

С 2012 года идёт модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31 в версию МиГ-31БМ. На самолётах проводится дефектовка и замена подвергшихся коррозии элементов, обновляется авионика и радиоэлектронные системы. В кабинах лётчиков появились информативные ЖК-мониторы, на которых выводится тактическая, навигационная, радиолокационная и другая информация. Самолёт эффективно взаимодействует с зенитными ракетными комплексами ПВО. МиГ-31БМ получил возможность наводить на воздушные цели управляемые ракеты, запущенные с других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.

Модернизированные варианты самолёта могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ, противокорабельными УР X-31А, ракетами класса воздух-поверхность Х-29Т и Х-59 или X-59М, до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. C 2018 года истребитель оборудован гиперзвуковыми аэродинамическими ракетами типа «Кинжал» (МиГ-31К). Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Всего на конец 2021 года в Вооружённых силах России количество истребителей перехватчиков МиГ-31БМ может составлять от 150 до 160 единиц. В это число не входят истребители МиГ-31ДЗ, переоборудованные в самолёты-носители МиГ-31К – не менее 12 самолётов.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»