Европейский промышленно-академический консорциум разработает дорожную карту для потенциального гибридно-электрического движителя для коммерческих самолётов. Работа будет проведена под контролем Еврокомиссии в рамках финансируемого ею проекта IMOTHEP, который по программе Horizon 2020 уже получил 10,4 млн евро (714 млн рублей).
Investigation and Maturation of Technologies for Hybrid-Electric Propulsion (IMOTHEP; Исследование и разработка технологий гибридного электрического двигателя) возглавляется французским аэрокосмическим агентством Onera.
IMOTHEP проведёт детальное исследование технологий для самолётов с нетрадиционными конфигурациями и инновационными двигательными архитектурами, которые обеспечивают синергетические преимущества за счет тесной интеграции силовой установки и планера:
Анализ потенциальных технологий и технических проблем в соответствующем масштабе является фундаментальным для гибридно-электрического двигателя, а решение проблемы изменения климата требует изучения технологии для коммерческих самолётов, которые создают основную часть выбросов на сегодняшний день.
из пресс-релиза Onera
В проекте участвуют производители планеров Airbus и Leonardo, двигателей Safran, GE Aviation, MTU, ITP и GKN, а также научно-исследовательские организации и университеты Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Нидерландов, Польши, Румынии, Соединённого Королевства, Франции и Швеции.
IMOTHEP будет сотрудничать с пятью организациями в России, в том числе с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) и аэрогидродинамическим институтом ЦАГИ, а также с Национальным исследовательским советом Канады.
Вопросы нетрадиционной конфигурации для «сверхэффективных» авиалайнеров активно изучаются европейскими учёными и промышленниками. Так, в программе Clean Sky 2 (Чистое Небо, второй этап) уже действует возглавляемая Onera группа в составе немецкого аэрокосмического центра DLR, нидерландского NLR и британского концерна Rolls-Royce, которые рассматривают новые «радикальные» проекты для самолётов в нише Airbus A320, которые могли бы прийти на замену нынешним примерно в 2035 году.
У Onera, в частности, есть рабочая исследовательская конфигурация Dragon — самолёт с распределённым турбоэлектрическим двигателем. Схема представляет собой два турбовальных двигателя в корме фюзеляжа, приводящих четыре генератора, от которых питаются 40 электровентиляторов, расположенных под задней кромкой крыла (по 20 с каждой стороны).
Предварительные расчёты агентства предполагают, что при «умеренных технологических допущениях» конфигурация Dragon может снизить потребление топлива на 7% по сравнению с эквивалентным самолётом с турбовентиляторным двигателем того технического поколения, которое ожидается в 2035 году.
При «агрессивных технологических допущениях» выигрыш увеличивается до 16%.