AVIC обещает взлёт MA700 в 2021 году

Китайское семейство турбовинтовых самолётов Modern Ark (Современный Ковчег) должно пополниться третьим представителем уже в текущем году.

Производитель, Aviation Industry Corporation of China (AVIC), в пятницу, 17 января, сообщил, что MA700 вошёл в финальную сборочную стадию, и в середине 2020 года первый тестовый образец будет представлен публике. А в четвёртом квартале ожидается его первый полёт.

Ковчег на базе Ан-24

Modern Ark — турбовинтовые самолёты, ведущие свою родословную от Xian Y-7, китайской копии Ан-24, впервые взлетевшей 20 февраля 1984 года.

Тогда, в середине 1980-х, их начала собирать госкомпания Xi’an Aircraft Industrial Corporation в Сиане, провинция Шэньси; производство двигателей освоили на заводе Dongan Engine Manufacturing Company в Харбине, провинция Хэйлунцзян, как модель Dongan WJ-5.

Всего было собрано 103 единицы базовой версии, после чего настало время деривативов.

В 2000 году взлетел Xian MA60, по имени которого сейчас называют всю серию и считают первой «настоящей» китайской турбовинтовой коммерческой моделью. Главный конструктор Лю Хай (吕海) удлинил фюзеляж и доработал самолёт для необорудованных аэродромов и коротких взлётно-посадочных полос.

Вместо копий советского двигателя на машину установили пару канадских — из наиболее популярного в мире на то время семейства PW100 — Pratt & Whitney Canada PW127J мощностью 2 148 кВт каждый. Поставщиком четырёхлопастного пропеллера 247F-3 стала американская Hamilton Sundstrand (сейчас — часть Collins Aerospace, подразделения United Technologies). Тем не менее, сертифицировать в США и Европе Xian MA60 не смогли.

10 октября 2008 года взлетел второй представитель Modern Ark, MA600. С 2010 года его начали получать эксплуатанты.

На него установили новую авионику и слегка модернизировали пассажирский салон, однако это не помогло рыночным позициям семейства: составить конкуренцию набравшему к тому времени силу ATR 72 получалось лишь внутри страны за счёт стимулируемых государством заказов. И произвести удалось менее двух десятков машин.

Читайте также:  Airbus выяснил, что A350-1000 может летать дальше

К 2020 году пользователям передано 109 самолётов MA60/MA600 — и это совсем не много. Причина в моральном устаревании модели и слабых эксплуатационных показателях.

Xian Y-7-100, аккуратно скопированный с Ан-24

Xian MA60 (на фото самолёт авиакомпании Merpati — у модели был некоторый экспортный потенциал) — переработанный планер плюс американские двигатели и винты

Новый Ковчег против ATR

Впрочем, успеха от MA600 и не ожидали, поэтому уже в 2007 году начата работа над MA700 — значительно переработанным самолётом, к тому же адаптированным к работе в условиях высокогорных аэродромов и жаркого климата. В его салоне разместятся кресла для 85 пассажиров, а гораздо более мощные двигатели (тоже канадские, Pratt & Whitney Canada PW150A мощностью по 3 782 кВт каждый) обещают и лучшие эксплуатационные характеристики.

Как и предшественник, этот самолёт позиционируется «полностью китайским», однако вместе с силовыми установками здесь импортируются и винты: на MA700 поставят британские шестилопастные Dowty Propellers R408, которыми экипируют Bombardier Q400.

AVIC отчитывается о контрактах с 11 заказчиками «из разных стран мира» на 285 новых турбовинтовых самолётов.

Впрочем, иностранные покупатели модели могут и не потребоваться.

Согласно очередному отчёту Администрации гражданской авиации Китая, в 2019 году выручка предприятий гражданской авиации страны достигла 1,06 триллиона юаней (9,5 трлн рублей). Страна уже является вторым по величине рынком для коммерческого авиастроения, и его рост будет опережать номинальное увеличение ВВП, так как является «догоняющим». К середине декады Китай выйдет на первое место, потеснив США.

Xian MA700, рендер

ATR 72-600, которого MA700 должен заместить на внутреннем китайском рынке

Импортозамещение по-китайски

Обеспечивать спрос со стороны компаний с таким оборотом исключительно импортной техникой страна не хочет, почему и активно реализует программу «двух магистральных и двух региональных» самолётов. Региональные — это потенциальный MA700 и уже эксплуатируемый ARJ21, магистральные — совершивший первый полёт в мае 2017 года COMAC C919 и разрабатываемый совместно с Россией широкофюзеляжный CRAIC CR929.

Читайте также:  COMAC близка к началу серийного производства ARJ21

Удачной китайскую программу импортозамещения в авиации назвать нельзя.

Пресс-релиз по MA700 призван поддержать оптимизм рынка, так как самолёт с действительно заметной долей собственной разработки — пусть она и касается только планера — уже отстаёт от графика на полтора года. Его презентация была обещана во второй половине 2019 года, а на 2021 год — уже сертификация.

COMAC ARJ21-700, вольная копия McDonnell Douglas MD-95 (что официально отвергается) — в целом не самая удачная модель. Начиная с того, что даже её прототип оказался устаревшим ко времени своей разработки, и заканчивая множеством проявившихся недоработок, которых нет на образце, и слишком слабыми для этой машины двигателями — тоже импортными, американскими General Electric популярной в этом классе модели CF34-10A с тягой 75,87 кН каждый. Он соперничает с Bombardier CRJ700/900/1000, Sukhoi Superjet 100, а главное — с Airbus A220-100, которым всухую проигрывает за пределами Китая, и с Embraer 190/195 — у этих не удаётся отнять рынок даже внутри родной страны.

COMAC C919 — полностью собственная разработка и, поначалу, гордость китайского авиастроения. Самолёт призван вытеснить Boeing 737 MAX (да, эта модель покинула рынок «самостоятельно») и Airbus A320neo. Но он отстаёт от первичного графика разработки примерно на пять лет. С началом лётных испытаний выяснилось, что конструкторы допустили ошибки в расчётах планера, в связи с чем потребуются даже доработки двигателя — на самолёт ставят американо-французские CFM International LEAP-1C.

А о программе CR929 ещё судить слишком рано.

COMAC ARJ21-700, подозрительно похожий на McDonnell Douglas MD-95/Boeing 717

Действительно новый COMAC C919, задерживающийся уже примерно на пять лет из-за просчётов разработчиков